Масла для пластинчато-роторных насосов должны удовлетворять высоким требованиям, особенно в условиях непрерывной эксплуатации:
• низкое давление паров даже при высоких температурах
• превосходные смазочные свойства
• малый обратный ток масла
• превосходное сопротивление старению
• устойчивость к разложению
• минимальное окисление
Масло, используемое в вакуумном пластинчато-роторном насосе, тщательно отбирается. Наряду с обеспечением смазки подшипников ротора оно должно:
1. Обеспечивать уплотнение между пластинами и ротором.
2. Создавать двойное уплотнение между кромками пластин и статором.
3. Обеспечивать охлаждение статора путем переноса тепла на наружный кожух.
4. Защищать металлические детали от коррозии под воздействием прокачиваемого газа.
Кроме того, чрезвычайно большое значение имеет давление паров масла, поскольку масло подвергается воздействию газа, выкачиваемого из камеры. Если давление масла слишком высокое, масло испаряется под воздействием вакуума и его пары загрязняют вакуумную камеру (при перетекании со стороны подачи на сторону всасывания). Давление паров масла обычно является одним из факторов, ограничивающих общую достижимую эффективность работы насоса. В силу вышеуказанных причин масло должно тщательно отбираться. Например, обычное моторное масло недостаточно очищено для использования в вакуумном насосе, не обладает достаточной сопротивляемостью разрушающему действию химикалий и содержит добавки, которые могут отрицательно влиять на процесс, осуществляемый в вакуумной камере. Кроме того, необходимо учитывать вязкость. Низковязкие масла предназначены для низких рабочих температур и малых насосов, а средневязкие — для средних и больших насосов.
Для пластинчато-роторных насосов специально предназначены дистиллятные минеральные масла, в которых атомы водорода присоединены к любым свободным молекулам в цепи. Этот процесс, называемый гидрированием, обеспечивает стабильный химический состав и низкое давление паров. В тех областях применения, где вакуумный насос может подвергаться воздействию химически активных или коррозионных газов, содержащихся в перекачиваемом газе, используется специальное масло, подвергнутое дополнительной переработке для удаления загрязняющих примесей. В случае высокой концентрации кислорода или других химически активных газов рекомендуются высокоинертные искусственные смазки. Эти жидкие перфторполиэфиры (ПФПЭ) имеют хорошую термостойкость, но не должны подвергаться воздействию температур свыше 280°C, при которых они выделяют токсичные пары. Жидкие ПФПЭ выпускаются под торговыми названиями (например, Fomblin производства Solvay Solexis и Krytox производства Dupont). Если в химически агрессивной среде используется не подходящее для этого масло, оно разлагается и оставляет дёгтеобразный осадок, блокирующий внутренние каналы и вызывающий перегрев и отказ насоса из-за недостатка смазки.
Компания Pfeiffer Vacuum предлагает различные рабочие жидкости (вакуумные масла) для пластинчато-роторных насосов. Использование рабочих жидкостей, отвечающих требованиям технологического процесса, значительно продлевает срок службы насоса. Минеральные масла прямой перегонки рассчитаны на такие области применения, как перекачка воздуха, инертных газов и водяного пара. Минеральные масла, подвергнутые неоднократной дистилляции, устойчивы к разрушающему действию химикалий или ионизирующей плазмы в жестких условиях эксплуатации. Сложные диэфиры пригодны для температур до 120°C. перфторполиэфиры (ПФПЭ) химически инертны и подходят для процессов с применением коррозионных химикатов (например, при изготовлении тонкослойных полупроводниковых приборов) и для сред с содержанием кислорода свыше 21%.
Масла для вакуумных насосов и компрессоров, имеющие химический состав, специально рассчитанный на использование с продукцией Elmo Rietschle.
На выбор имеются пять видов масел:
MULTI-LUBE: минеральное масло
SUPER-LUBE: синтетическое масло
ECO-LUBE: синтетическое масло для пищевой промышленности
OXY-LUBE: синтетическое масло для вакуумных насосов
GEAR-LUBE: синтетическое масло для подшипников и зубчатых передач
MULTI-LUBE — минеральное масло для вакуумных насосов и компрессоров по стандарту DIN 51506, группа VC/VCL. Имеет высокую устойчивость к старению, хорошо защищает от коррозии и эффективно отделяет воду.
SUPER-LUBE — синтетическая смазка для вакуумных насосов и компрессоров на основе органического сложного эфира с очень хорошей стойкостью к гидролизу, а также высокой термической и химической стабильностью. Наиболее пригодна для высоких температур окружающей среды.
ECO-LUBE — специальная синтетическая смазка для вакуумных насосов и компрессоров, изначально разработанная для использования в пищевой и фармацевтической промышленности в соответствии с требованиями норматива LMBH §§ 5 и 31, а также определениями в нормативах FDA 21 CFR 178.3570 и USDA H-1.
OXY-LUBE PLUS — синтетическое масло, которое может использоваться для перекачки газообразного кислорода в вакуумных насосах под давлением до 2 бар и при температуре до 150°C. Одобрено Федеральным ведомством по исследованию и испытанию материалов ФРГ.
GEAR-LUBE — синтетическое масло для подшипников и зубчатых передач на основе полиальфаолефина. Благодаря превосходной вязкостно-температурной характеристике пригодно для областей применения как с высокими, так и с низкими температурами окружающей среды.
ISO-VG DIN 51519 |
MULTI-LUBE | SUPER-LUBE | ECO-LUBE | OXY-LUBE PLUS | GEAR-LUBE | |||||
32 | 46 | 100 | 320 | 46 | 100 | 320 | 100 | 100 | 150 | |
40 °C мм2/с |
32 | 46 | 100 | 320 | 45 | 108 | 301 | 92,6 | 95 | 150 |
100 °C мм2/с |
6,6 | 8,8 | 11,2 | 24 | 7,9 | 11,2 | 24,6 | 13,2 | 11,8 | 20 |
г/см3 | 0,88 | 0,87 | 0,89 | 0,89 | 0,91 | 0,96 | 0,95 | 0,84 | 0,9 | 0,85 |
α °C | 190 | 190 | 256 | 270 | 250 | 260 | 250 | 245 | >300 | 270 |
β °C | -45 | -45 | -20 | -12 | -55 | -25 | -20 | -50 | -15 | -44 |
1 Л | 720155 | 720150 | 750212 | 750050 | 720149 | 720158 | 720147 | 720262 | 720170 | |
5 Л | 750209 | 720146 | 720148 | |||||||
200 Л | 720071 | 720089 | 720052 | 720051 |
ISO-VG — марка вязкости
мм2/с — вязкость при температуре в °C
г/см3 — плотность
α °C — точка возгорания
β °C — точка застывания
Лl — объем в литрах